30-я Центрально-Азиатская международная выставка «Горное оборудование, добыча и обогащение руд и минералов»

30-я Центрально-Азиатская международная выставка «Горное оборудование, добыча и обогащение руд и минералов»

«Казгеология» лоббирует себе весь госбюджет на геологоразведку

Чтобы добиться какого-то результата в геологоразведке, крайне необходимо превратить госкомпанию в нацоператора по изучению недр, считает министр экологии РК.

Министерство экологии Казахстана предлагает более четко прописать функционал АО «Казгеология». Речь идет о придании нацкомпании статуса национального оператора государственного геологического изучения недр. Соответствующая инициатива была озвучена в Счетном комитете в среду, 11 декабря, на презентации итогов аудита использования госсредств, выделенных на геологоразведку и недропользование за 2017-2019 гг.

«Проблема, с которой мы сталкиваемся, состоит в том, что «Казгеология» ежегодно участвует в тендерах, которые проводит комитет геологии и, к сожалению, не всегда их выигрывает», – посетовал министр экологии Казахстана Магзум Мирзагалиев.

Зачастую тендера выигрывают компании без должного опыта и оборудования, продолжил Мирзагалиев, подчеркнув, что именно по этой причине министерство экологии и инициировало данный вопрос. Из среднегодовых бюджетных средств за последние годы в 6-8 млрд тенге, выделяемых комитету геологии и недропользования, до нацкомпании доходит около 1 млрд тенге, ранее заявлял inbusiness.kz председатель правления АО «Казгеология» Кадыржан Каулдашев.

По его мнению, на базе госпрограммы по управлению недрами необходимо написать большую региональную программу по Казахстану с ежегодным бюджетом на геологию в 18-20 млрд тенге. Статус нацоператора в данном случае позволит сконцентрировать бюджетные средства в одних руках.

К слову, в настоящее время АО «Казгеология» представляет собой «два в одном», отмечает Мирзагалиев. В первую очередь, она является партнером для инвесторов, так как имеет право «первой ночи» разведки месторождений с вхождением 25%, остальные 75% финансируются со стороны частных инвесторов.

«Второй функционал, является компанией, у которой есть свои партии, буровое оборудование, занимается непосредственно геологоразведкой. Причем второе направление очень важно с точки зрения развития геологоразведки, увеличения изученности нашей страны», – отметил он.

Тем не менее с управлением госденьгами у компании дела обстоят плохо, следует из отчетов членов Счетного комитета. В частности, бюджетные инвестиции на 2,7 млрд тенге в 2010-2011 годах компания инвестировала в облигации АО «Цеснабанк» (ныне поменял владельца и сменил название на Jysan Bank). По итогам их рыночная стоимость обесценилась на 1,5 млрд тенге, или более чем вдвое (!); более того, потери за счет низкой процентной ставки составили 3,3 млрд тенге.

Общая сумма убытков только от одной операции, если верить выкладкам госаудиторов, составила 4,8 млрд тенге, что весьма существенно в масштабах отрасли. Для сравнения, в 2018 году госрасходы на геологию составили 8,7 млрд тенге, следует из отчетов министерства финансов РК.

Более того, выделенные в качестве пополнения уставного капитала АО «Казгеология» бюджетные инвестиции из-за неоднократных корректировок финансово-экономического обоснования привели к неэффективному использованию 6,1 млрд тенге. Материалы по данному факту будут переданы в компетентные органы для принятия процессуальных решений, подчеркнули в Счетном комитете.

В целом в заключении госаудита указывается, что министерством индустрии (МИИР), министерством экологии, министерством энергетики не проводится системная работа по рациональному и эффективному использованию недр недропользователями. По данным члена Счетного комитета Рашита Ахметова, комитет геологии МИИР не контролирует осуществление межрегиональными департаментами затрат в соответствии с требованиями бухучета.

В частности, госаудитом установлены: финансовые нарушения на сумму более 5 млрд тенге; неэффективное использование бюджетных средств на сумму 6,2 млрд тенге; неэффективное планирование бюджетных средств на сумму 22,4 млрд тенге.

Наглядным результатом совместной работы стала отсрочка создания национального банка данных минеральных ресурсов на 1,5 года, до конца первого полугодия 2021 года, стоимостью в 2,4 млрд тенге, где прошли все конкурсные процедуры и определен поставщик, который приступил к работе.

«Появилась программа «Цифровой Казахстан», было сказано интегрировать систему национального банка данных минеральных ресурсов с egov, со всеми госсистемами. Нам расширили финансово-экономическое обоснование на 40-50%. Из-за этого мы потеряли полгода и сдвинулись сроки», – объяснил причину отсрочки вице-министр индустрии Тимур Токтабаев.

Источник

  • Просмотров: 1654